Согласно п.1.2 ПДД РФ обгон, это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Таким образом знак 3.20 запрещает не опережение транспортных средств и не выезд из занимаемой полосы, а именно комплекс этих действий: опережение и выезд. Таким образом, если знак 3.20 установлен на дороге движение по которой осуществляется в две полосы (по одной в каждом направлении), где обгон будет непременно совершаться с выездом на сторону встрченого движения, то он запрещает выезд на сторону дороги предназначенной для встречного движения, а нарушение требований этого знака несомненно попадает под диспозицияю ч.4 ст.12.15 КоАП РФ
Получается, если в зоне действия знака 3.20 на дороге, движение по которой осуществляется в две полосы (по одной в каждом направлении), при отсутствии разметки был совершен выезд на встречную полосу без опережения и без создания помех кому-либо, то ничего вообще не нарушено. Опережение транспортного средства без изменения полосы движения, что как известно не попадает под определение обгона?
Например, у нас на ул. Б.Урманче имеется движение в 4 полосы (по 2 в каждом направлении) и висят знаки 3.20. Я каждый раз, двигаясь по левой полосе движения и опережая ТС, двинающиеся по правой, я нарушаю требования знака 3.20? Ведь опережение ТС без смены полосы не есть обгон.
Основным признаком обгона является выезд из занимаемой полосы движения и последующее за этим опережение одного или нескольких движущихся средств. Поэтому думаю, что это комплекс действий но выезд первичен.
Если считать первичность/вторичность относительно времени, то выезд, действительно первичен. Вот только думается, что это абсолютно неважно (что первое, а что второе), т.к. ОБЯЗАТЕЛЬНО должны присутствовать оба квалификационных признаков выезда. И при запрете обгона, запрещается совершение обеих этих квалификационных действия. Т.е в том числе запрещается и выезд на встречку.
Поэтому, когда вменяют ст.12.15-4 в отсутствие разметки нет вопросов в правомерности данного привлечения. А вот в случае, ежели вместе со знаком 3.20 на дороге появилась сплошная линия разметки, которая по завершении опасного участка перешла в прерывистую, думается, что налицо противоречие требований знака и разметки и обгон в данном случае должен квалифицироваться как нарушение требований знака по ст.12.16 КоАП РФ.
Российская газета : Сейчас за выезд на встречную полосу водителя лишают прав. Но сплошь и рядом на дороге вводится ничем не обоснованный запрет на обгон. И у человека за рулем остается плохой выбор - или ползти черепашьим шагом за медленной фурой, или рисковать правами, пересекая сплошную линию.
Виктор Кирьянов : Сейчас мы ведем работу по снятию неправильно введенных ограничений. Если законодатель принял жесткую и безальтернативную меру для нарушителей, мы должны и к себе подойти так же жестко. Конечно, недопустимы ситуации, когда, например, на протяжении многих километров на узкой дороге нанесена сплошная линия даже на прямых участках с хорошей видимостью. Зачастую оказывается, что применение подобной разметки не вызвано необходимостью. Работа по устранению необоснованно введенных ограничений никогда не прекращалась. Но сейчас, в условиях новых законодательных норм, выявлению подобных случаев придается самое серьезное внимание. Министром внутренних дел даны соответствующие указания руководителям МВД, ГУВД, УВД по субъектам для наведения порядка в данном вопросе.
РГ : Откуда такая разметка?
Кирьянов : У нас ведь как: произошло ДТП на прямом участке дороги, связанное с выездом на встречную полосу, - наносят сплошную линию. Для чего? По стандарту нанесение сплошной линии разметки предусмотрено только на участках с ограниченной видимостью. Но если какой-то лихач выскочил навстречу близко идущему транспорту, из-за этого надо всем остальным запрещать обгон? Так этому лихачу и сплошная линия не помешает. А все остальные автолюбители будут страдать в хвосте у какого-нибудь трактора. Мы сейчас разбираемся с подобными ситуациями, проверяем дороги. И тут нам необходима помощь участников дорожного движения: пусть информируют местные органы ГИБДД, УВД, ГУВД, дорожные службы о таких ограничениях.
http://www.rg.ru/2007/11/15/kirianov.html